АУТИЗМ: лучшее лекарство - ваша доброта!
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа расстройств развития, которые проявляются в первые 3 года и сопровождают человека всю жизнь. К основным симптомам относятся нарушения коммуникативных функций невыясненной этиологии, а также повторяющееся, ограниченное и стереотипное поведение или действия. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, вне зависимости от национальности и расы. Аутизм нельзя выявить в утробе матери.
Распространенность РАС резко выросла за прошедшие 70 лет, с того момента, как они были впервые описаны Каннером и Аспергером. По данным ВОЗ число рожденных детей с РАС составляет около 1,5%. Причем количество таких детей продолжает ежегодно расти - примерно на 13%. Причины такого роста до конца не ясны. Люди с РАС имеют: различный уровень развития интеллекта, от глубокой умственной отсталости до феноменальной одаренности в различных сферах деятельности, часто оказываются талантливыми в отдельных областях знаний; могут иметь полное отсутствие речи до гиперобщительности; а так же имеют различную степень тяжести проблемного поведения. Таким людям с трудом даются самые простые действия: поход в магазин, передвижение по улице, приготовление еды, обычные повседневные разговоры и т.д. Аутисты часто чувствительны к уличному шуму, сильным запахам, яркому освещению, прикосновениям, они не способны понять настроения и чувства другого человека. При первом знакомстве аутист может показаться Вам бесцеремонным, грубым. Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Аутичные черты могут присутствовать у людей, в том числе и, с разными заболеваниями.
К сожалению, несмотря на лавину проводимых медицинских исследований и активную практическую работу, специалистам до сих пор не удалось создать «таблетку», которая могла бы вылечить людей с РАС. Единственным доказанным вмешательством является комплексное индивидуальное вмешательство, основанное на принципах прикладного анализа поведения (ПАП). Данные методы ставят своей задачей обучить новым навыкам путем поощрения желательного поведения, стимулирования развитие навыков и снижения частоты проявлений нежелательного поведения. ПАП предоставляет подкрепление на основе предпочтений ребенка (например, похвала или любимая игрушка). Традиционные методы ПАП нацелены на то, чтобы модифицировать поведение посредством крайне интенсивных и структурных проб, когда выбранные взрослым стимулы представляются многократно с целью вызвать желательное поведение. Интенсивные поведенческие систематические занятия нужно начинать как можно раньше, желательно в возрасте до 3 лет по индивидуальной программе в естественной для ребенка среде. Обучение начинается с основных навыков и прогрессирует до более сложных, реализуются в формате «учащийся-педагог», один-на-один; индивидуализированы, комплексны и нацелены на целый ряд навыков; предполагают совместную работу педагога и родителя.
Хотя бóльшая часть взрослых с РАС не живет независимо, но те люди, у которых в детстве рано выявлены нарушения и проведены соответствующие коррекционные мероприятия, показывают лучшие результаты. Поэтому ранняя диагностика и как можно более ранее (по возможности даже в течение первого года жизни) начало комплексных мероприятий имеют очень важное значение и лучшие исходы к времени вступления во взрослую жизнь. Главная задача родителей и педагогов является развитие самостоятельности в общественной жизни. Аутисты обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который представляет большую ценность для человечества.
Будьте здоровы!
Статью подготовил врач-невролог, к.м.н., Неустроева Светлана Владимировна.